Мнение о нерезультативности стандартов ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества является довольно распространенным. Почему же сложилось такое представление и правильно ли оно?

Мнение о нерезультативности стандартов ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества является довольно распространенным. Почему же сложилось такое представление и правильно ли оно?

Что касается общей констатации, то сложившийся вывод не противоречит реальному положению. Однако возникает вопрос: низкая результативность есть следствие, вытекающее из методологии и требований стандарта, или тому есть иные причины — субъективного характера?

Крайне существенно, с моей точки зрения, что большинство специалистов и руководителей предприятий, на которых внедрялся стандарт на систему менеджмента качества, имели и до сих пор имеют неправильное представление о месте стандарта в общем менеджменте и его возможностях.

Существуют разные мнения о назначении стандартов ИСО на системы менеджмента качества. Одно из них заключается в том, что стандарты — это ограниченная совокупность некоторых практически целесообразных рекомендаций, позволяющих сфокусировать деятельность на удовлетворении потребностей клиентов. Это мнение правильное. Однако оно не является исчерпывающим. Более того, такое ограниченное видение умаляет значимость стандартов и неправильно ориентирует пользователей.

Во-первых, я рассматриваю эти документы как практическое осмысление классических положений менеджмента. Это чрезвычайно важно, потому что в русской версии стандартов ИСО серии 9000:1994 понятие «менеджмент» было вымарано из текста.

Что означает констатация факта, что теоретическим фундаментом стандартов является классический менеджмент? А это означает, прежде всего, что поиск путей наилучшей реализации стандартных требований нужно искать в учебниках по менеджменту. Многие проблемы при этом исчезли бы сами собой, многие вопросы были бы решены с высокой степенью результативности и никто не впадал бы в истерику от «новизны» процессного подхода.

Во-вторых, зачастую неправильно объясняется смысл системы менеджмента качества по стандартам ИСО.

Э. Н. Гончаров,
доктор технических наук, профессор,
генеральный директор Учебно-консалтингового центра
«Международный менеджмент, качество и сертификация»
Опубликовано в журнале «Стандарты и качество» (№3, 2005)

Полный текст статьи Вы можете прочесть на портале «Технологии корпоративного управления» http://www.iteam.ru/publications/quality/section_58/article_2261/